Microsoft XNA Framework Redistributable 4.0 - бесплатный пакет с набором инструментов и управляемой средой выполнения, необходимый для запуска игр разработанных с помощью XNA Game Studio для платформ Windows, Windows Phone и Xbox 360, распространяемый компанией MicroSoft. XNA Framework можно рассматривать как аналог .NET Framework для разработки лёгких игр с поддержкой Microsoft DirectX, работающих на различных платформах Microsoft. XNA (которая, в свою очередь является основной платформой для Xbox Live Indie Games).
Microsoft XNA Framework создан на базе.NET Compact Framework 2.0 под Xbox 360 и .NET Framework 2.0 для Windows и призван упростить работу по разработке игр, предоставив набор готовых инструментов и классов, что позволяет тратить меньше времени обучение и написание кода под разные графические адаптеры, а так же обеспечить максимальное повторное использование кода при разработке на целевых платформах. Он наиболее полезен для начинающих разработчиков, так как позволяет сосредоточиться на содержании игры и геймплее, вместо того чтобы решать проблемы совместимости. Быстро ознакомиться с возможностями фреймворка можно с помощью так называемого Starter Kits, в которых входят простейшие видеоигры, шаблоны кода из которых можно использовать при создании собственных приложений.
Нормализованные API-интерфейсы предоставляемые XNA Framework для всех поддерживаемых платформ помогают избежать большинства ошибок компиляции при переносе игры. Например, использование API-хранилища даёт возможность одинаково сохранять данные и получать к ним доступ независимо от используемой платформы.
Условно, содержащиеся в XNA Framework компоненты можно разделить на четыре уровня абстракции. Базовый уровень Platform содержит API напрямую зависящие от платформы, такие как Direct3D, DirectX и другие подобные компоненты. Второй, платформо-независимый уровень Core Framework, отвечает за работу с графикой, звуком, устройствами ввода и математические рассчёты. Третий уровень, Extended Framework, можно назвать универсальным игровым движком состоящим их высокоуровневых классов. Разрабатываемое приложение является последним, четвёртым уровнем.
Последние версии Microsoft XNA Framework Redistributable 4.0 и XNA Game Studio 4.0 были выпущены в 2010 году и включали в себя инструменты для разработки на платформе Windows Phone. Однако уже в начале 2013 года Microsoft объявили о прекращении разработки платформы и её поддержки как в Windows 8, так и в Windows RT.